Шедевры плакатного искусства ХХ века в собрании РГБ
В экспозицию выставки, проходящей в читальном зале отдела изоизданий Российской государственной библиотеки, вошли всего тринадцать плакатов. Но каждый из них входит в золотой фонд советского плакатного искусства, каждому из них можно было бы посвятить отдельную выставку.
Тов. Ленин очищает землю от нечисти.
Худож. В. Дени по рис. М. Черемныха. [Казань], [1920] |
Красный подарок белому пану.
Худож. Д. Моор. Москва, 1920 |
Нередко выставки плакатов, подготовленные сотрудниками отдела изоизданий, включают работы малоизвестных (или вовсе неизвестных) авторов, чтобы посетители библиотеки могли увидеть что-то новое, не растиражированное широко. Но теперь пришло время показать жемчужины собрания РГБ авторства братьев Стенбергов, Виктора Дени, Александра Дейнеки, Валентины Кулагиной, Густава Клуциса и других признанных мастеров.
Пожалуй, самый известный плакат в экспозиции — «Товарищ Ленин очищает землю от нечисти», созданный в 1920 году Виктором Николаевичем Дени (Денисовым) по рисунку Михаила Михайловича Черемных. Обратите внимание: образ вождя мирового пролетариата не похож на привычные глазу изображения. Сотрудники музея Ленина рассказывали, что из коллекций музеев изымались «неканонические» изображения Владимира Ильича — возможно, чтобы не нарушать цельность образа. Но Российская государственная библиотека не музей, поэтому плакат сохранился до наших дней, и посетители читального зала ИЗО могут рассмотреть его во всех деталях.
Антанта под маской мира.
Худож. В. Дени. Москва, 1920 |
Капитал.
Худож. В. Дени, текст Д. Бедного. Москва, 1919 |
Не менее интересны ещё два плаката авторства Виктора Дени — «Капитал» (1919) и «Антанта под маской мира» (1920). На плакате «Капитал» — гигантская фигура буржуя, купающегося в золоте. Нити паутины тянутся от него и опутывают фабричные трубы. Изображение иллюстрирует стихи Демьяна Бедного:
Любуясь дивною картиной,
Рабы, склонитесь предо мной!
Своей стальною паутиной
Опутал я весь шар земной.
Я — воплощенье капитала.
Я — повелитель мировой.
Волшебный блеск и звон металла —
Мой взгляд и голос властный мой.
Плакат — оружие массовой пропаганды: простые сюжеты, понятные каждому аллегории, минимум деталей, яркие контрастные цвета. Именно таков плакат Дмитрия Моора (Дмитрия Стахиевича Орлова) «Красный подарок белому пану» (1920). Три цвета — чёрный, красный, белый. Текст не оставляет простора для толкования: «Двинь-ка этим чемоданчиком пана в лоб».
Куратор выставки Светлана Николаевна Артамонова советует всем, кто придёт посмотреть на шедевры плакатной живописи, обратить внимание на края работы Дмитрия Моора. Этот плакат не реставрировали, и вы сможете увидеть основу, фактуру бумаги — это поможет почувствовать, что рисунку перед вами немногим меньше ста лет и он совсем не предназначался для длительного хранения.
Верхом на хольте.
Худож. Б. Прусаков. [Б. м.], [1927] |
Вернём угольный долг стране.
Худож. Г. Клуцис. Москва — Ленинград, 1930 |
В тех же цветах — чёрный, красный, белый — но совсем в другом стиле работа Густава Густавовича Клуциса «Вернём угольный долг стране» (1930). Густав Клуцис — один из создателей искусства фотомонтажа, настоящий новатор, классик русского авангарда. Его работы — это соединение большого мастерства и искренней веры в то, к чему плакаты призывали. К сожалению, судьба Густава Густавовича сложилась трагически. На основании ложного обвинения в январе 1938 года он был арестован как «член вооруженной латышской террористической организации» и 26 февраля расстрелян на Бутовском полигоне в Москве.
О борьбе не с внешним, а с самым внутренним врагом — безграмотностью — цветная литография Алексея Александровича Радакова «Неграмотный тот же слепой, всюду его ждут неудачи и несчастья». Выполнен плакат в стиле лубка, полон деталей, рассматривать его можно долго. И будто подхватывает, развивает тему работа Александра Александровича Дейнеки «Мы требуем всеобщего обязательного обучения» (1930).
Неграмотный тот же слепой.
Худож. А. Радаков. Петроград, 1920 |
Мы требуем всеобщего обязательного обучения.
Худож. А. Дейнека. Москва — Ленинград, 1930 |
Сейчас киноафиши, созданные братьями Стенбергами — Владимиром Августовичем и Георгием Августовичем — настоящая ценность. А в своё время это были просто яркие, броские, завораживающие картинки, цель которых была сугубо утилитарной: привлечь внимание зрителей и заманить их в кинотеатры. Поэтому если присмотреться к афишам со знакомой всем ценителям подписью «2 Стенберг 2» — как у цирковых артистов — можно увидеть, что напечатаны они на обратной стороне других афиш. «Шанхайский документ» (1928), «Белый стадион» (1929), «Симфония большого города» (1928) — кто вспомнит, о чём были эти фильмы? А афиши Владимира и Георгия Стенбергов пережили своё время и по праву занимают почётное место в экспозиции выставки «Шедевры плакатного искусства».
Каждый плакат рассказывает свою историю языком своего времени. Каждый из них по-своему уникален. И если вы хотите понять, как и чем жила наша страна почти век назад, почувствовать дух той эпохи — приходите на выставку «Шедевры плакатного искусства ХХ века в собрании РГБ».
Шанхайский документ.
Худож. В. Стенберг, Г. Стенберг. Москва, [1928] |
Симфония большого города.
Худож. В. Стенберг, Г. Стенберг. Москва, 1928 |
Белый стадион.
Худож. В. Стенберг, Г. Стенберг. Москва, 1929 |
Иди, товарищ, к нам в колхоз!
Худож. В. Кораблёва. Москва — Ленинград, 1930 |